Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

Педагогические условия организации смешанного обучения в вузе с применением систем управления обучением

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89

Аннотация

В высшем образовании получила распространение технология смешанного обучения, сочетающая в себе электронное обучение и аудиторную работу. Смешанное обучение способствует внедрению вариативных форм и способов взаимодействия студентов с преподавателем, взаимодействию участников образовательного процесса с контентом, расширению инструментария педагога при работе со студентами. С целью выявления и обоснования педагогических условий эффективной организации смешанного обучения в вузе рассмотрены сущность и основные компоненты технологии смешанного обучения, показаны возможности ее реализации с использованием систем управления обучением (LMS). Системы управления обучением классифицируются по типам лицензирования, набору функциональных возможностей, модульному критерию, по критерию «Требования заказчика», физическому расположению. Представлены особенности и возможности одной из наиболее распространенных систем управления обучением – LMS MOODLE. Обоснованы педагогические условия реализации технологии смешанного обучения в вузе: проработка учебных планов и программ обучения, соотнесение возможностей их реализации с применением технологии смешанного обучения; грамотная организация курса, его структурирование и активное обновление контента курсов LMS для обеспечения их качества и актуальности; обеспечение своевременной поддержки преподавателем коммуникации и обратной связи с обучающимися; разработка и применение специальных методов контроля и оценки образовательных результатов для осуществления надежной и валидной диагностики учебных достижений студентов, на основании которой реализуется оперативная обратная связь; разработка качественного методического обеспечения для педагогов по организации и осуществлению образовательного процесса в новых условиях и методических материалов для студентов; обеспечение высокой степени готовности обучающихся и педагогов к реализации обучения в новом формате, их обучение и поддержка, развитие цифровых компетенций.

Об авторах

Л. И. Назарова
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Людмила Ивановна Назарова, канд. пед. наук, доцент

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



Я. С. Чистова
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Яна Сергеевна Чистова, канд. пед. наук, доцент

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



Е. П. Январева
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Екатерина Павловна Январева, магистрант

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



Список литературы

1. Сараев А.И., Тимиряева А.В., Кривчанский И.Ф. Актуальные вопросы информатизации профессионального образования // День местного самоуправления: Сборник статей научно-практической конференции. М.: Перо, 2021. С. 208-212. EDN: KGBSDC

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Панькина Е.В. Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 92-100. EDN: JMEQDZ

3. Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Сергеева Н.А., Чистова Я.С. Онлайн-образование: мотивация и отношение к учению студентов разных курсов // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 8 июня 2021 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 192-199. EDN: DWWGTD

4. Кубрушко П.Ф., Еприкян Д.О. Подготовка педагогов профессионального обучения к работе в электронной информационно-образовательной среде // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 4 (85). С. 20-25. https://doi.org/10.51904/2306-8329_2022_85_4_20

5. Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 26-й Международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 20-21 апреля 2021 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. Т. 1. С. 123-126. EDN: IFDNGZ

6. Афзалова А.Н. Смешанное обучение в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 32-34. EDN: JYJCML

7. Назарова Л.И., Чистова Я.С., Гриценко Н.С. Смешанное обучение как механизм цифровой трансформации профессионального образования // Агроинженерия. 2022. Т. 24, № 6. С. 76-79. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-6-76-79

8. Alipichev A., Nazarova L., Shingareva M., Siman A. Improving the credibility of pedagogical diagnostics in E-Learning. CEUR Workshop Proceedings. 2020;2861:203-209. EDN: LGLVAA

9. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 809-811. EDN: TPPOAV

10. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 112-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

11. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Лабазова А.В., Белоусова К.В., Булганина А.Е. Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS MOODLE // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 108-115. EDN: RBNAMG

12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 44-64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64

13. Козлов О.А., Новикова И.В., Мацуй Н.В., Положенцева И.В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 15-20. EDN: PPYQTQ

14. Рогов И.Е., Адоньев А.А., Старичкова Ю.В. Опыт разработки, тенденции развития и внедрения информационных систем поддержки основного образовательного процесса // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 4. С. 82-90. https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.4.628

15. Симан А.С., Жиляева В.В. Электронная информационно-образовательная среда в условиях государственной аккредитации вуза // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 121-127. EDN: ZZEZMW

16. Меликов А.В., Макарычев П.П. Модели предметной области систем электронного анкетирования // Гаудеамус: Психолого-педагогический журнал. 2010. Т. 2, № 16. С. 59-60. EDN: MUETOF

17. Козленкова Е.Н., Волкова А.Н. Использование современных цифровых технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся // Вестник РМАТ. 2021. № 4. С. 66-71. EDN: WODCBJ

18. Julian B., Noble J., Anslow C. Agile Practices in practice: Towards a theory of agile adoption and process evolution. Lecture Notes in Business Information Processing. 2019;355:3-18. https://doi.org/10.1007/978-3-030-19034-7_1

19. Лозгачева Т.М., Табекина О.А., Федотова О.В. Agile и научная организация труда: практика применения гибких методов в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 48-59. EDN: OCMGEV


Рецензия

Для цитирования:


Назарова Л.И., Чистова Я.С., Январева Е.П. Педагогические условия организации смешанного обучения в вузе с применением систем управления обучением. Агроинженерия. 2024;26(5):83-89. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89

For citation:


Nazarova L.I., Chistova Ya.S., Yanvareva E.P. Pedagogical conditions for organizing blended learning at a university using learning management systems. Agricultural Engineering (Moscow). 2024;26(5):83-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)