Стратегические ориентиры развития аграрного образования: форсайт-кейс РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-1-89-95
Аннотация
Национальная цель достижения устойчивой и динамичной экономики для системы высшего аграрного образования связана прежде всего с кадровым обеспечением отрасли АПК. Сегодня сельскому хозяйству нашей страны необходимы кадры новой формации, обладающие уникальными навыками и компетенциями, высоким творческим потенциалом. Это требует пересмотра стратегических ориентиров развития и совершенствования системы непрерывной подготовки кадров для сельского хозяйства, связанных с приоритетными направлениями развития АПК Российской Федерации. Цель исследований – определение стратегических ориентиров развития аграрного образования в России в условиях достижения технологического суверенитета страны. Целенаправленная работа по выявлению стратегических ориентиров развития аграрного образования проводилась в течение 2023-2024 гг. на базе Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева). Определение стратегических ориентиров осуществлялось экспертным сообществом с использованием метода экспертных оценок, опросов, мозгового штурма, форсайт-анализа и обобщения. В обсуждении приняли участие около 180 ведущих ученых РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, приглашенные эксперты. Форсайт-кейс РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева показал, что стратегические задачи, которые ставят перед собой аграрные вузы России в области образовательной политики, связаны с обеспечением вариативности и гибкости подготовки специалистов АПК, изменениями в содержании образовательных программ, усилением их научной составляющей, совершенствованием образовательных технологий и системы непрерывного аграрного образования, а также с популяризацией работы в сельском хозяйстве. В результате определено 7 групп стратегических задач развития аграрного образования в России.
Об авторах
В. И. ТрухачевРоссия
Владимир Иванович Трухачев, академик РАН, д-р с.-х. наук,
д-р экон. наук, профессор, ректор
Е. В. Хохлова
Россия
Елена Васильевна Хохлова, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе
Е. Н. Кролевецкая
Россия
Елена Николаевна Кролевецкая, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии
профессионального образования
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Список литературы
1. Бердник-Бердыченко Е.Е., Погребач К.С. Стратегические ориентиры развития высшего профессионального образования как инновационного потенциала национальной экономики // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2020. № 2. С . 12-17. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.20.02.P.012
2. Блинов В.И. Стратегические ориентиры развития среднего профессионального образования // Педагогический поиск. 2020. № 7-8. С. 2-7. EDN: VPLIIK
3. Рябчикова Н.Н. Перспективы развития аграрного образования в России: сотрудничество в рамках кластерно-сетевого подхода // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 4. С. 529-540. https://doi.org/10.18334/ce.14.4.100744
4. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г. Современная модель непрерывного аграрного образования для устойчивого развития отрасли: тренды и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34). С. 81-89. EDN: YTVFKX
5. Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В. Развитие аграрной науки и аграрного образования: состояние, прогнозы // Russian Journal of Management. 2021. Т. 9, № 2. С. 26-30. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-2-26-30
6. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Аграрное образование: вчера и сегодня // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11. Ч . 2. С. 396-401. https://doi.org/https://doi.org/10.17513/snt.38946
Рецензия
Для цитирования:
Трухачев В.И., Хохлова Е.В., Кролевецкая Е.Н. Стратегические ориентиры развития аграрного образования: форсайт-кейс РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Агроинженерия. 2025;27(1):89-95. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-1-89-95
For citation:
Trukhachev V.I., Khokhlova E.V., Krolevetskaya E.N. Strategic guidelines for the development of agrarian education: foresight case of Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy. Agricultural Engineering (Moscow). 2025;27(1):89-95. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-1-89-95