НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСКАЕМОЙ ПОГРЕШНОСТИ И ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-51-57
Аннотация
Надежность отремонтированных двигателей определяется многими факторами, среди которых важную роль играет точность геометрических параметров деталей двигателя. Погрешности формы и расположения поверхностей деталей вызывают добавочные ускорения подвижных деталей и снижают точность кинематических пар. Нарушение кинематики движения деталей приводит к ухудшению технических показателей работы двигателя. В связи с этим повышение уровня метрологического обеспечения контроля отклонения формы и расположения поверхностей является одним из способов повышения качества ремонта двигателей. Установлено, что рекомендуемые в справочной литературе средства измерений назначаются без связи с контролируемыми значениями и без учёта вида измерений и имеют погрешность, превышающую допускаемую погрешность измерения. Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию метрологического обеспечения контроля отклонений формы и расположения поверхностей деталей при ремонте двигателей. В статье теоретически обоснованы критерии выбора средств измерений для контроля отклонений формы и расположения поверхностей деталей с учётом формулы их расчёта. Результат косвенного измерения и погрешность измерения (отклонение формы и расположения поверхностей деталей) рассматривались как случайные величины, связанные с измеряемыми значениями (диаметры детали) функциональной зависимостью. Определены предельные значения допускаемых погрешностей измерения и погрешности средств измерений для контроля отклонения формы и расположения поверхностей новых деталей двигателя и деталей, поступающих на дефектацию. Проведён сравнительный анализ полученных значений со значениями погрешности средств измерений, рекомендуемых в справочной литературе. Установлено, что большинство рекомендованных средств измерений имеет погрешность, превышающую допускаемую погрешность измерения. Для снижения риска принятия деталей с превышением норм отклонения формы и расположения поверхностей при выборе средств измерений рекомендовано использовать специальные критерии.
Об авторах
ОЛЕГ АЛЬБЕРТОВИЧ ЛеоновРоссия
НИНА ЖОРОВНА Шкаруба
Россия
ЛАВРЕНТИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Гринченко
Россия
Список литературы
1. Иванов В.П., Семенов В. Качество ремонта машин: состояние и обеспечение // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия B: Прикладные науки. 2003. № 2. С. 2-6.
2. Голубев И.Г., Фадеев А.Ю., Макуев В.А. Оценка качества технического сервиса тракторов // Техника и оборудование для села. 2010. № 7. С. 40-41.
3. Leonov O.A., Shkaruba N.Zh., Vergazova Yu.G. Determining the Tolerances in Fitting for Joints with Interference // Russian Engineering Research. 2019; 39, 554-547. https://doi.org/10.3103/S1068798X19070116
4. Qingya Li, Libao Yang, Weiguo Zhao et al. Design of Positioning Mechanism Fit Clearances Based on On-Orbit Re-Orientation Accuracy. Applied Sciences, 2019; 9(21): 4712. DOI: 10.3390/app9214712
5. Erokhin M.N, Leonov O.A., Shkaruba N.Zh. et al. Assessing the Relative Interchangeability in Joints with Preload // Russian Engineering Research. 2020. V. 40. P. 469-472. https://doi.org/10.3103/S1068798X2006009X.
6. Ерохин М.Н., Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. и др. Процентная взаимозаменяемость посадок с натягом // Вестник машиностроения. 2020. № 3. С. 41-44. DOI: 10.36652/0042-4633-2020-3-41-44
7. Чигрик Н.Н., Леонова Л.М. Оценка точности составляющих функционального допуска посадки на долговечность работы вкладышей коренных подшипников коленчатого вала автомобильного двигателя // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. № 6 (34). С. 29-39.
8. Ерохин М.Н., Леонов О.А., Катаев Ю.В. и др. Методика расчета натяга для соединений резиновых армированных манжет с валами по критерию начала утечек // Вестник машиностроения. 2019. № 3. С. 41-44.
9. Набатников Ю.Ф. Обеспечение заданного ресурса соединений деталей машин // Сборка в машиностроении и приборостроении. 2011. № 4. С. 3-8.
10. Набатников Ю.Ф. Повышение ресурса соединений деталей машин с зазором // Автомобильная промышленность. 2012. № 4. С. 15-18.
11. Денисов А.С., Асоян А.Р., Захаров В.П. Контроль макрогеометрических отклонений шатуна при ремонте, для повышения ресурса двигателя внутреннего сгорания // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 1. № 1 (52). С. 56-61.
12. Чигрик Н.Н. Исследование влияния погрешности отклонения формы сопрягаемых поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного двигателя ЗМЗ-511.10 при селективной сборке на точность элементных размеров // Омский научный вестник. 2013. № 3 (123). С. 124-135.
13. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Вергазова Ю.Г. и др. Методы и средства контроля качества обработки гильз цилиндров на ремонтных машиностроительных предприятиях // Вестник машиностроения. 2020. № 6. С. 40-45.
Рецензия
Для цитирования:
Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Гринченко Л.А. НОРМИРОВАНИЕ ДОПУСКАЕМОЙ ПОГРЕШНОСТИ И ВЫБОР СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. Агроинженерия. 2021;(2):51-57. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-51-57
For citation:
Leonovm O.A., Shkaruba N.Zh., Grinchenko L.A. NORMALIZATION OF THE PERMISSIBLE ERROR AND THE CHOICE OF MEASUREMENT TOOLS FOR CONTROLLING DEVIATIONS IN THE SHAPE AND LOCATION OF SURFACES. Agricultural Engineering (Moscow). 2021;(2):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-51-57