Социально-психологические барьеры создания инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92
Аннотация
Инклюзивное («включенное») обучение предполагает получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях общего типа совместно с нормально развивающимися сверстниками. Готовность субъектов образовательного процесса становиться субъектами формирования и развития инклюзивной образовательной среды определяется их мировоззрением, личностными особенностями, пониманием и принятием самой идеи инклюзии. Внедрение инклюзивного образования в нашей стране сдерживается в связи с неготовностью педагогов, родителей и обучающихся функционировать в условиях инклюзивного образования. С целью выявления предпосылок и подходов к формированию инклюзивной образовательной среды в вузах проведено анкетирование по вопросам отношения к инклюзивному образованию и продиагностированы личностные особенности, влияющие на эффективность общения. В исследовании приняли участие 124 студента 2 курса РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. В результате выявлены социально-психологические барьеры, препятствующие развитию инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе: недостаточная информированность о данной проблеме и низкая коммуникативная толерантность по отношению к людям с ОВЗ. Для устранения барьеров необходимы формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к инклюзии, раскрытие возможностей творческой самореализации субъектов инклюзивной образовательной среды, расширение кругозора, ознакомление с вариантами социализации лиц с ОВЗ, обучение специфическим правилам и приемам общения с ними. Реализация инклюзии на уровне профессионального образования требует изменения параметров образовательной среды профессиональных учебных заведений, развития инклюзивной среды, соответствующей возможностям и потребностям всех ее субъектов.
Об авторах
Л. В. ЗанфироваРоссия
Лариса Вячеславовна Занфирова, канд. пед. наук, доцент
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Т. П. Коваленок
Россия
Татьяна Петровна Коваленок, канд. психол. наук, доцент
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
М. В. Шингарева
Россия
Марина Валентиновна Шингарева, канд. пед. наук, доцент
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Список литературы
1. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 5. С. 69-84. https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
2. Романова Г.А. Модель развития инклюзивной образовательной среды вуза // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 55-59. EDN: XMLAXZ
3. Мардахаев Л.В. Учение, С.Т. Шацкого о педагогизации среды и его отражение в принципах социальной педагогики // ЦИТИСЭ. 2014. № 1. С. 7. EDN: NMJXVK
4. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295-314. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-295-314
5. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 76-82. EDN: OOBOEH
6. Алехина С.В. Инклюзивная образовательная среда и параметры ее оценки // Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Ярославль, 27-29 апреля 2022 г. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 17-24. EDN: QLGOHV
7. Курносова С.А., Овчинникова Т.С. Концептуальные основы повышения уровня инклюзивной компетентности студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 216-227. EDN: RUUEUX
8. Муллер О.Ю. Модель развития методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 146-152. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.102.2.020
Рецензия
Для цитирования:
Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Шингарева М.В. Социально-психологические барьеры создания инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе. Агроинженерия. 2024;26(6):86-92. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92
For citation:
Zanfirova L.V., Kovalenok T.P., Shingareva M.V. Socio-psychological barriers to creating an inclusive educational environment in an agricultural university. Agricultural Engineering (Moscow). 2024;26(6):86-92. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92