Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

Социально-психологические барьеры создания инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92

Аннотация

Инклюзивное («включенное») обучение предполагает получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях общего типа совместно с нормально развивающимися сверстниками. Готовность субъектов образовательного процесса становиться субъектами формирования и развития инклюзивной образовательной среды определяется их мировоззрением, личностными особенностями, пониманием и принятием самой идеи инклюзии. Внедрение инклюзивного образования в нашей стране сдерживается в связи с неготовностью педагогов, родителей и обучающихся функционировать в условиях инклюзивного образования. С целью выявления предпосылок и подходов к формированию инклюзивной образовательной среды в вузах проведено анкетирование по вопросам отношения к инклюзивному образованию и продиагностированы личностные особенности, влияющие на эффективность общения. В исследовании приняли участие 124 студента 2 курса РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. В результате выявлены социально-психологические барьеры, препятствующие развитию инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе: недостаточная информированность о данной проблеме и низкая коммуникативная толерантность по отношению к людям с ОВЗ. Для устранения барьеров необходимы формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к инклюзии, раскрытие возможностей творческой самореализации субъектов инклюзивной образовательной среды, расширение кругозора, ознакомление с вариантами социализации лиц с ОВЗ, обучение специфическим правилам и приемам общения с ними. Реализация инклюзии на уровне профессионального образования требует изменения параметров образовательной среды профессиональных учебных заведений, развития инклюзивной среды, соответствующей возможностям и потребностям всех ее субъектов.

Об авторах

Л. В. Занфирова
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Лариса Вячеславовна Занфирова, канд. пед. наук, доцент

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



Т. П. Коваленок
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Татьяна Петровна Коваленок, канд. психол. наук, доцент

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



М. В. Шингарева
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Марина Валентиновна Шингарева, канд. пед. наук, доцент

127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49



Список литературы

1. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 5. С. 69-84. https://doi.org/10.17759/pse.2022270506

2. Романова Г.А. Модель развития инклюзивной образовательной среды вуза // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 55-59. EDN: XMLAXZ

3. Мардахаев Л.В. Учение, С.Т. Шацкого о педагогизации среды и его отражение в принципах социальной педагогики // ЦИТИСЭ. 2014. № 1. С. 7. EDN: NMJXVK

4. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295-314. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-295-314

5. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 76-82. EDN: OOBOEH

6. Алехина С.В. Инклюзивная образовательная среда и параметры ее оценки // Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Ярославль, 27-29 апреля 2022 г. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 17-24. EDN: QLGOHV

7. Курносова С.А., Овчинникова Т.С. Концептуальные основы повышения уровня инклюзивной компетентности студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 2. С. 216-227. EDN: RUUEUX

8. Муллер О.Ю. Модель развития методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 146-152. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.102.2.020


Рецензия

Для цитирования:


Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Шингарева М.В. Социально-психологические барьеры создания инклюзивной образовательной среды в аграрном вузе. Агроинженерия. 2024;26(6):86-92. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92

For citation:


Zanfirova L.V., Kovalenok T.P., Shingareva M.V. Socio-psychological barriers to creating an inclusive educational environment in an agricultural university. Agricultural Engineering (Moscow). 2024;26(6):86-92. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-6-86-92

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)