Педагогические условия организации смешанного обучения в вузе с применением систем управления обучением
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89
Аннотация
В высшем образовании получила распространение технология смешанного обучения, сочетающая в себе электронное обучение и аудиторную работу. Смешанное обучение способствует внедрению вариативных форм и способов взаимодействия студентов с преподавателем, взаимодействию участников образовательного процесса с контентом, расширению инструментария педагога при работе со студентами. С целью выявления и обоснования педагогических условий эффективной организации смешанного обучения в вузе рассмотрены сущность и основные компоненты технологии смешанного обучения, показаны возможности ее реализации с использованием систем управления обучением (LMS). Системы управления обучением классифицируются по типам лицензирования, набору функциональных возможностей, модульному критерию, по критерию «Требования заказчика», физическому расположению. Представлены особенности и возможности одной из наиболее распространенных систем управления обучением – LMS MOODLE. Обоснованы педагогические условия реализации технологии смешанного обучения в вузе: проработка учебных планов и программ обучения, соотнесение возможностей их реализации с применением технологии смешанного обучения; грамотная организация курса, его структурирование и активное обновление контента курсов LMS для обеспечения их качества и актуальности; обеспечение своевременной поддержки преподавателем коммуникации и обратной связи с обучающимися; разработка и применение специальных методов контроля и оценки образовательных результатов для осуществления надежной и валидной диагностики учебных достижений студентов, на основании которой реализуется оперативная обратная связь; разработка качественного методического обеспечения для педагогов по организации и осуществлению образовательного процесса в новых условиях и методических материалов для студентов; обеспечение высокой степени готовности обучающихся и педагогов к реализации обучения в новом формате, их обучение и поддержка, развитие цифровых компетенций.
Об авторах
Л. И. НазароваРоссия
Людмила Ивановна Назарова, канд. пед. наук, доцент
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Я. С. Чистова
Россия
Яна Сергеевна Чистова, канд. пед. наук, доцент
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Е. П. Январева
Россия
Екатерина Павловна Январева, магистрант
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Список литературы
1. Сараев А.И., Тимиряева А.В., Кривчанский И.Ф. Актуальные вопросы информатизации профессионального образования // День местного самоуправления: Сборник статей научно-практической конференции. М.: Перо, 2021. С. 208-212. EDN: KGBSDC
2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Панькина Е.В. Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 92-100. EDN: JMEQDZ
3. Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Сергеева Н.А., Чистова Я.С. Онлайн-образование: мотивация и отношение к учению студентов разных курсов // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 8 июня 2021 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. С. 192-199. EDN: DWWGTD
4. Кубрушко П.Ф., Еприкян Д.О. Подготовка педагогов профессионального обучения к работе в электронной информационно-образовательной среде // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 4 (85). С. 20-25. https://doi.org/10.51904/2306-8329_2022_85_4_20
5. Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 26-й Международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 20-21 апреля 2021 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. Т. 1. С. 123-126. EDN: IFDNGZ
6. Афзалова А.Н. Смешанное обучение в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 32-34. EDN: JYJCML
7. Назарова Л.И., Чистова Я.С., Гриценко Н.С. Смешанное обучение как механизм цифровой трансформации профессионального образования // Агроинженерия. 2022. Т. 24, № 6. С. 76-79. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-6-76-79
8. Alipichev A., Nazarova L., Shingareva M., Siman A. Improving the credibility of pedagogical diagnostics in E-Learning. CEUR Workshop Proceedings. 2020;2861:203-209. EDN: LGLVAA
9. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 809-811. EDN: TPPOAV
10. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 112-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130
11. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Лабазова А.В., Белоусова К.В., Булганина А.Е. Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS MOODLE // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 108-115. EDN: RBNAMG
12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 44-64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
13. Козлов О.А., Новикова И.В., Мацуй Н.В., Положенцева И.В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 15-20. EDN: PPYQTQ
14. Рогов И.Е., Адоньев А.А., Старичкова Ю.В. Опыт разработки, тенденции развития и внедрения информационных систем поддержки основного образовательного процесса // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 4. С. 82-90. https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.4.628
15. Симан А.С., Жиляева В.В. Электронная информационно-образовательная среда в условиях государственной аккредитации вуза // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 121-127. EDN: ZZEZMW
16. Меликов А.В., Макарычев П.П. Модели предметной области систем электронного анкетирования // Гаудеамус: Психолого-педагогический журнал. 2010. Т. 2, № 16. С. 59-60. EDN: MUETOF
17. Козленкова Е.Н., Волкова А.Н. Использование современных цифровых технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся // Вестник РМАТ. 2021. № 4. С. 66-71. EDN: WODCBJ
18. Julian B., Noble J., Anslow C. Agile Practices in practice: Towards a theory of agile adoption and process evolution. Lecture Notes in Business Information Processing. 2019;355:3-18. https://doi.org/10.1007/978-3-030-19034-7_1
19. Лозгачева Т.М., Табекина О.А., Федотова О.В. Agile и научная организация труда: практика применения гибких методов в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 48-59. EDN: OCMGEV
Рецензия
Для цитирования:
Назарова Л.И., Чистова Я.С., Январева Е.П. Педагогические условия организации смешанного обучения в вузе с применением систем управления обучением. Агроинженерия. 2024;26(5):83-89. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89
For citation:
Nazarova L.I., Chistova Ya.S., Yanvareva E.P. Pedagogical conditions for organizing blended learning at a university using learning management systems. Agricultural Engineering (Moscow). 2024;26(5):83-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-83-89