Анализ технологий восстановления коленчатых валов автотракторной техники
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-31-38
Аннотация
Характерными дефектами коленчатых валов ДВС автотракторной техники являются износы поверхностей трения: шеек, торцов, пазов и резьбы, а также остаточные деформации и усталостные трещины. Для устранения дефектов проводится восстановление коленчатых валов с использованием технологических операций по восстановлению формы и расположения, линейных и угловых размеров, а также шероховатости, износостойкости и усталостной прочности элементов и поверхностей коленчатого вала. С целью анализа технологий восстановления коленчатых валов автотракторной техники рассмотрены условия эксплуатации, основные дефекты и виды наплавки и напыления, наносимые с помощью электродугового, газопламенного, детонационного и плазменного (индукционного и плазменно-дугового) методов. Отмечается, что у восстановленных деталей в сравнении с новыми для соответствия показателям надежности соотношение твердости (НRСв/НRСн) и предела усталостной прочности (G-1B/G-1H) должно быть больше единицы. Однако ни одна технология восстановления коленчатых валов в полной мере не отвечает этому показателю, поскольку износостойкость новых коленчатых валов в большинстве случаев выше износостойкости восстановленных деталей. В результате анализа технологий восстановления коленчатых валов особо выделена финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) с применением антифрикционных, износостойких и твердосмазочных покрытий, наносимых на детали различными способами, позволяющая повысить износо- и коррозионную стойкость, сопротивление усталостному износу деталей и улучшить приработку трущихся деталей машин.
Об авторах
В. И. БалабановРоссия
Виктор Иванович Балабанов, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой организации и технологий гидромелиоративных и строительных работ
Scopus author ID: 7005293644
Researcher ID: L-7456-2017
127434, Москва, ул. Тимирязевская, 49
Д. В. Добряков
Россия
Дмитрий Викторович Добряков, аспирант
141261, Московская обл, р.п. Правдинский, ул. Лесная, 60
Список литературы
1. Сковородин В.Я., Антипов А.В. Влияние режима отделочно-антифрикционной обработки шеек коленчатого вала на параметры шероховатости поверхности // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. № 49. С. 245-251. EDN: YOKAYQ
2. Денисов А.С., Погораздов В.В., Тугушев Б.Ф., Горшенина Е.Ю. Технологическое обеспечение качества восстановленных коленчатых валов дизельных двигателей // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 4, № 1. С. 49-54. EDN: NXCXPD
3. Голубев И.Г., Апатенко А.С., Севрюгина Н.С., Быков В.В., Голубев М.И. Перспективные направления использования аддитивных технологий в ремонтном производстве // Техника и оборудование для села. 2023. № 6 (312). С. 35-38. https://doi.org/10.33267/2072-9642-2023-6-35-38
4. Корнейчук Н.И., Лялякин В.П. Перспективы использования индустриальных методов восстановления изношенных деталей машин гальваническими и полимерными покрытиями в современных условиях развития агропромышленного технического сервиса // Труды ГОСНИТИ. 2018. Т. 130. С. 254-264. EDN: YVGNJW
5. Гаркунов Д.Н. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) поверхностей трения деталей // Ремонт, восстановление и модернизация. 2009. № 2. С. 10-17. EDN: KNXBUH; 2009. № 3. C. 36-41 EDN: KXIXAZ; 2009. № 4. C. 20-24 EDN: KXIXEV; 2009. № 5. С. 24-29 EDN: KXIXKP; 2009. № 6. С. 38-42 EDN: KXIXRN
6. Сковородин В.Я., Антипов А.В. Влияние режима финишной обработки шеек коленчатого вала на антифрикционные свойства поверхности // Известия Международной академии аграрного образования. 2018. № 41-1. С. 38-43. EDN: YQHAHR
7. Балабанов В.И. Повышение качества отремонтированных двигателей внутреннего сгорания путем реализации избирательного переноса при трении // Вестник машиностроения. 2001. № 8. С. 14-19. EDN: TPBWOX
8. Балабанов В.И., Голубев И.Г., Добряков Д.В. Совершенствование технологического процесса фрикционного нанесения защитных покрытий // Техника и оборудование для села. 2023. № 10 (316). С. 31-34. https://doi.org/10.33267/2072-9642-2023-10-31-34
9. Balabanov V.I., Dobryakov D.V., Alipichev A.Yu. Developing the technology of friction alitising. Agricultural Engineering (Moscow). 2023;25(5):52-56. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2023-5-52-56
Рецензия
Для цитирования:
Балабанов В.И., Добряков Д.В. Анализ технологий восстановления коленчатых валов автотракторной техники. Агроинженерия. 2024;26(5):31-38. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-31-38
For citation:
Balabanov V.I., Dobryakov D.V. Analyzing the techniques for restoring crankshafts of automotive vehicles. Agricultural Engineering (Moscow). 2024;26(5):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2024-5-31-38