ДВУМЕРНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В НЕГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-5-71-77
Аннотация
Адаптация первокурсников к образовательной деятельности в вузе, поиск модели для формирования среды, способной помочь студенту успешнее адаптироваться к условиям, когда ему необходимо проявлять такие качества, как самостоятельность, умение организовывать свое время, коммуникативность, способность обучаться и самообучаться, являются сегодня актуальными вопросами. В работе представлена двумерная модель наставничества, в которой отношения выстраиваются между наставляемыми (студентами первых курсов) и студентами-наставниками (студентами старших курсов), а также между наставляемыми (студентами-наставниками) и преподавателем-наставником. Проведенные исследования позволили обнаружить ряд дидактических особенностей реализации наставничества в вузе негуманитарного профиля, а именно: опора на субъект-субъектные отношения между всеми участниками взаимодействия, необходимость владения педагогом-наставником специальными компетенциями, обязательное использование процедур, обеспечивающих рефлексию деятельности, и др. В предлагаемой двумерной модели наставничества уточняются цели взаимодействия, организационно-деятельностные мероприятия в практике наставничества, формулируются методические принципы наставничества, уточняются реализуемые дидактические подходы. В работе представлены задачи субъектов наставнической деятельности, условия, обеспечивающие более эффективную реализацию практики наставничества, и основное положение практики наставничества. Апробация практических аспектов предлагаемой модели доказала ее результативность: это более успешное вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную жизнь вуза и повышение успешности обучения. Показана целесообразность использования предлагаемой модели для разработки и внедрения практики наставничества в вузе негуманитарного профиля.
Ключевые слова
Список литературы
1. Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования // Мир науки. 2018. Т. 6. № 3. С. 45.
2. Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2. С. 55-67.
3. Макарова Т.Г., Макаров Г.П. Наставничество в системе профессионального образования // Сборники конференций НИЦ. Социосфера. 2014. № 12. С. 57-59.
4. Фаляхов И.И. Структура научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 26-31.
5. Шалагинова К.С., Декина Е.В., Зылыгаева С.А., Куликова Т.И. Технология формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов в учебно-воспитательном процессе вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. С. 60.
6. Sergeeva M.G., Romanova N.V, Shishov S.E., Kalnei V.A., Lakhtin A.Yu., Tonoyan Kh.A., Kubrushko P.F. Tutoring support of learner research activity in the conditions of university education // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. 2019. Т. 7. № S10. С. 4.
7. Коваленок Т.П. Я-концепция как фактор профессионального самоопределения // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: Сборник статей Международной научно-практической конференции (25-27 апреля 2016 г.). Москва: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2016. С. 232-237.
8. Червонный М.А. Наставничество, практики освоения профессиональных действий и профессиональные контакты для выпускников физико-математического факультета: результаты эмпирического исследования // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). С. 215-225.
9. Данилов С.В., Шустова Л.П., Лукьянова М.И., Зарубина В.В. Центр сопровождения молодых педагогов как акмеологическая модель наставничества в университетском комплексе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С. 15.
10. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Хуснутдинова М.Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133-159.
11. Козленкова Е.Н., Ягупова Т.В. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2008. № 6-1 (31). С. 72-74.
12. Родионова Е.Л., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Институт двойного наставничества - основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога // Нижегородское образование. 2017. № 2. С. 85-92.
13. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Технологическое образование и инженерная педагогика // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3 (172). С. 55-82.
14. Березовский Г.С., Волхонов М.С., Иванова А.Ф., Мамаева И.А. Организация СРС в рамках модульно-рейтинговой системы // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 156-158.
15. Куклин В.Н., Мамаева И.А., Степанова А.С., Шматова О.М. Об адаптации студентов первого курса ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА к учебной деятельности // В сборнике: Образовательная деятельность вуза в современных условиях [Электронный ресурс]: Материалы международной научно-методической конференции (Караваево, 14 мая 2015 г.). Караваево: Костромская ГСХА, 2015.
16. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Проблема адаптации студентов-первокурсников в контексте особенностей обучения в высшей школе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2013. № 2. С. 155-159.
17. Тарасова Е.О. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 192-198.
18. Артемьева Г.Н. Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 104.
19. Хохлова М.В., Матяш Н.В. Модель психологической службы в инженерном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 198.
20. Мамаева И.А., Зырин И.С., Нетужилов В.В. Студенческое наставничество в вузе // В сборнике: Образовательная деятельность вуза в современных условиях: Материалы международной научно-методической конференции (Караваево, 25-26 мая 2017 г.). Караваево, Костромская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. С. 41.
21. Синицын Ю.Н. Дуальное обучение как часть постиндустриального образования // В сборнике: Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, (Краснодар, 25 апреля 2019 г.) М.: Мир науки, 2019, С. 6. URL: https://izd-mn.com/PDF/29MNNPK19.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Мамаева И.А. ДВУМЕРНАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В НЕГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ. Агроинженерия. 2020;(5):71-77. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-5-71-77
For citation:
Mamaeva I.A. TWO-DIMENSIONAL MODEL OF MENTORING IN A NON-HUMANITARIAN UNIVERSITY. Agricultural Engineering (Moscow). 2020;(5):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-5-71-77