Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СТИЛЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-46-50

Аннотация

В статье рассматриваются особенности когнитивно-деятельностного стиля взрослых, овладевающих рабочими профессиями в учебных центрах ОАО РЖД. Стиль определяется как параметр учебной деятельности, который должен выступать критерием оценки создаваемого для дистанционного обучения взрослых образовательного контента. Для выявления особенностей познавательной деятельности использовалась методика «Аналитический обзор стиля обучения» Л. Ребекка. Результаты диагностики составляющих стиля обучения в выборке работников (53 человека) позволили описать его существенные особенности: преобладание аудиально-визуального канала приема информации, ориентацию на совместную деятельность, сочетание интуитивных и логических способов решения задач, предпочтение жестко регламентированной деятельности, аналитичность и сконцентрированность мышления на деталях. Анализ влияния стиля обучения на овладение материалом дисциплины «Охрана труда» показал, что значительные различия в оценках связаны с преобладанием аудиально-визуального типа восприятия и синтетического мышления. Обучающиеся с такими особенностями стиля более успешны. Полученные в ходе исследования данные об особенностях когнитивного стиля взрослых мужчин, овладевающих рабочими профессиями, позволили сформулировать рекомендации для создания образовательного контента с учетом закономерностей андрагогики: обучающие материалы должны максимально задействовать все каналы восприятия, но основным должно быть озвучивание информации; необходимо применять активные и интерактивные методы обучения, предполагающие взаимодействие обучающихся; процесс обучения должен быть максимально алгоритмизирован, последовательность действий обучающегося и правила их выполнения должны быть объективированы; важно предъявлять учебный материал не только в конкретном, но и в синтезированном и обобщенном виде, стимулировать развитие абстрактного теоретического мышления, демонстрировать место частного случая в общей системе явлений или понятий.

Об авторе

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА Коваленок
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Список литературы

1. Новиков А.М. и др. Инновационное развитие профессионального туристского образования: монография. М.: Логос, 2012. 339 с.

2. Приходько В., Сазонова З., Чечеткина Н. «Инь» и «Ян» инженерного творчества // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 21-27.

3. Лысенко Е.Е., Михайленко О.А., Назарова Л.И. Инновационные подходы к организации учебного процесса в информационно-образовательной среде // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 20-25.

4. Козленкова Е.Н., Карева А.С. Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2011. № 3 (48). С. 103-107.

5. Кривчанский И.Ф., Кривчанская С.Н. Технологизация образовательных процессов // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 125-127.

6. Бакштанин А.М., Симан А.С. Особенности развития дополнительного профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2015. № 7 (7). С. 5-8.

7. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Методика профессионального обучения: производственное обучение: учебно-практическое пособие. М.: МГУП, 2001. 100 с.

8. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 542 с.

9. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка) // Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]. URL: https://vsetesti.iu/151/ (дата обращения 02.09.2019)

10. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 532 с.

11. Кубрушко П.Ф., Девисилов В.А. Концептуально-дидактические основания национальной системы ноксо-логического образования // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 11-15.

12. Коваленок Т.П. Специальные способности и приемы их развития // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции; под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 387-390.


Рецензия

Для цитирования:


Коваленок Т.П. КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СТИЛЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Агроинженерия. 2019;(5):46-50. https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-46-50

For citation:


Kovalenok T.P. COGNITIVE-ACTIVE STYLE AS A FACTOR IN THE SUCCESS OF VOCATIONAL TRAINING. Agricultural Engineering (Moscow). 2019;(5):46-50. (In Russ.) https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-46-50

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)