Актуальные направления психолого-педагогического сопровождения подготовки инженерных кадров для сельского хозяйства
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-78-84
Аннотация
Для реализации академического права студентов на психологическую помощь необходимо развивать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций высшего образования. С целью выявления и обоснования актуальных направлений психолого-педагогического сопровождения подготовки инженерных кадров для сельского хозяйства авторами проведен анализ нормативной и научно-педагогической литературы по проблемам психолого-педагогического сопровождения. Рассмотрены особенности организации психологических служб в ряде ведущих аграрных университетов России. Сделаны выводы о преобладающей направленности психологической помощи на работу с критическими и кризисными феноменами. В рамках исследований осуществлен анализ эмпирических данных о психолого-педагогических характеристиках успешно работающих инженеров и студентов инженерных направлений подготовки, в том числе обучающихся в аграрном вузе. Выделены типичные параметры когнитивной сферы, основные индивидуально-типологические особенности, ведущие личностные черты инженеров. Установлено, что типичными для представителей технических профессий чертами являются замкнутость, подозрительность, низкая коммуникабельность. Исходя из этого, определили направления психолого-педагогического сопровождения студентов инженерных направлений подготовки аграрного вуза: диагностика когнитивных способностей и личностных качеств; оценка их соответствия характеру инженерной деятельности; определение условий формирования и развития. Типичные психологические особенности представителей инженерной сферы обусловливают необходимость психолого-педагогических воздействий для формирования коммуникативных умений и коррекции эмоциональной сферы.
Об авторах
Т. П. КоваленокРоссия
Коваленок Татьяна Петровна, канд. психол. наук, доцент
AuthorID: 345410
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Л. В. Занфирова
Россия
Занфирова Лариса Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент
AuthorID: 799536
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Л. И. Назарова
Россия
Назарова Людмила Ивановна, канд. пед. наук, доцент
AuthorID: 392255
127434, г. Москва, Тимирязевская ул., 49
Список литературы
1. Мазуркевич М.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение в деятельности практического психолога: методология и теоретические основания // Концепции современного образования: вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Казань: ООО «СитИвент», 2020. С. 81-85. EDN: AQDWPM
2. Касаткин С.Ф. Акмеологический подход к психолого-педагогическому сопровождению личностно-профессионального развития // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2014. Т. 1, № 4-2. С. 98-107. EDN: XACNGP
3. Назарова Л.И., Гриценко Н.С. Детерминанты эмоционального выгорания педагога профессионального обучения // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. С. 241-244. EDN: PQWUQA
4. Романова Е.С. Актуальные вопросы внедрения психолого-педагогических программ и технологий в образовательную среду // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 1. С. 27-33. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210102
5. Kubrushko P.F., Kozlenkova E.N. Continuing engineering education: background and development vectors. 1st International Scientific Practical Conference «The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment» (ISMGE2019): Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference. Volgograd: Atlantis Press. 2019;331:397-403. EDN: EGIXGI
6. Бердышев В.Е., Скороходова Н.В., Чистова Я.С. Проблема обеспеченности агропромышленного комплекса России инженерными кадрами // Агроинженерия. 2020. № 6 (100). С. 74-80. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-74-80
7. Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в системе непрерывного профессионального образования // Агроинженерия. 2022. Т. 24, № 4. С. 58-63. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-4-58-63
8. Коваленок Т.П. Современное состояние исследований профессиональных и личностных качеств инженеров // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 1 (41). С. 181-191. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-1-181-191
9. Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Назарова Л.И., Чистова Я.С. Характеристики когнитивной сферы студентов и развивающий потенциал методов контроля знаний // Международный научный журнал. 2023. № 6 (93). С. 105-116. EDN: NKCBCM
10. Козленкова Е.Н., Серен Ч.О. Профессиональное самоопределение студентов инженерной направленности средствами информационных и коммуникационных технологий // Современные вызовы для АПК и инновационные пути их решения: Материалы 71-й Международной научно-практической конференции. Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева, 2020. Т. 2. С. 273-277. EDN: PQNBIF
11. Занфирова Л.В., Коваленок Т.П., Меликов А.В. Формирование гибких навыков агроинженеров // Международный научный журнал. 2022. № 3 (84). С. 91-101. EDN: ZQDXDZ
Рецензия
Для цитирования:
Коваленок Т.П., Занфирова Л.В., Назарова Л.И. Актуальные направления психолого-педагогического сопровождения подготовки инженерных кадров для сельского хозяйства. Агроинженерия. 2025;27(4):78-84. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-78-84
For citation:
Kovalenok T.P., Zanfirova L.V., Nazarova L.I. Current trends in psychological and pedagogical support for training agricultural engineering staff. Agricultural Engineering (Moscow). 2025;27(4):78-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-78-84