ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ VR-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79
Аннотация
В статье рассмотрены дидактические преимущества и особенности использования иммерсивных технологий типа «Виртуальный конструктор» в практической подготовке бакалавров по направлению 35.03.04 «Агроинженерия» для отечественного агропромышленного комплекса. VR-конструкторы – программные продукты, полностью эмулирующие виртуальную среду с обзором 360°, отличительной особенностью которых является максимизация возможностей для взаимодействия с виртуальными объектами в части их изучения перемещения и преобразования системы объектов. Применительно к подготовке агроинженеров такими системами виртуальных объектов могут быть учебные механизмы двигателей, различные системы полива в гидропонных установках или же конкретный почвенный профиль с отдельными его горизонтами. Авторами проведён анализ научной литературы, отражающей практику применения технологий виртуальной реальности в подготовке обучающихся по программам высшего образования. Выяснено отсутствие прецедентов комплексного внедрения VR-технологий в качестве эффективного средства обучения в программы высшего аграрного образования как в России, так и за её пределами. В ходе проведённого эксперимента, основанного на ряде методов экспертных оценок, были выявлены два программных VR-продукта типа «VR-конструктор», которые целесообразно внедрить в образовательные программы по подготовке бакалавров-агроинженеров: «3D-картотека почвенных разрезов» и «VR-атлас сельскохозяйственных машин». Изучение дидактического потенциала данных программ позволило судить о необходимости смены традиционных ролей преподавателя и обучающегося и дальнейшего научно обоснованного внедрения в программы дисциплин высшего аграрного образования различных уровней VR-конструкторов для подготовки более конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров для инновационного агропромышленного комплекса России.
Об авторах
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА СимбирскихРоссия
НИКИТА ОЛЕГОВИЧ Рачеев
Россия
Список литературы
1. Хасанова Г.Ф. Виртуальная реальность в инженерном образовании химического профиля // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 43-49.
2. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Мифтахутдино-ва Л.Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 137-144.
3. Бажина П.С., Жигалова О.П. Концептуальная модель симулятора «Управляй классом» для студентов педагогического вуза // МНКО. 2018. № 3 (70). С. 242-244.
4. Михаил И.И., Прохоренко А.А. Применение технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе по дисциплине «Физическая подготовка» // Учёные записки университета Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 179-184.
5. Кикин П.М., Колесников А.А., Касьянова Е.Л., Радченко Л.К. Способы навигации при использовании устройств виртуальной реальности // Интерэкспо Гео-Си-бирь. 2016. № 1. С. 195-199.
6. Колесников А.А., Кикин П.М., Комиссарова Е.В. Создание виртуальных моделей местности и зданий // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. № 7. С. 45-49.
7. Li K., Wang Sh. Development and application of VR course resources based on embedded system in open education // Microprocessors and Microsystems. 2021. Vol. 83. Article 103989.
8. Siedler C., Glatt M., Weber P., Ebert A., Aurich J.C. Engineering changes in manufacturing systems supported by AR/VR collaboration // Procedia CIRP. 2021. Vol. 96. P. 307-312.
9. Karagiannis P., Togias Th., Michalos G., Makris S. Operators Training Using Simulation and VR Technology // Procedia CIRP. 2021. Vol. 96. P. 290-294.
10. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Эффективное использование информационных технологий и другие проблемы совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров в аспирантуре // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2018. № 2. С. 135-143.
11. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). URL: https://cyberleninka/. ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnos-ti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 20.02.2021).
12. Безган Д., Сошкин А. Использование VR-технологии при подготовке специалистов строительного профиля // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). С. 84-88.
13. Жумагалиева А.А., Тургамбаева А.К. Мобильное приложение «VR TEST» для SAMSUNG GEAR VR очков и опыт практической реализации в образовании // Инновационные технологии в современном образовании: Сборник материалов VII Международной научно-практической интернет-конференции. Королёв: ООО «Научный консультант», 2019. С. 206-210.
14. Суворов К.А. Системы виртуальной реальности и их применение // T-Comm. 2013. № 9. С. 140-143.
15. Kubrushko P.F., Alipichev A.Y., Kozlenkova E.N., Nazarova L.I., Siman A.S. Digital competence as the basis of a lecturer's readiness for innovative pedagogical activity // Journal of Physics: Conference Series, 2020; 1691(1): Article 012116.
16. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Го-рячкина». 2019. № 5 (93). С. 40-45.
17. Конышева А.В. Дидактический потенциал веб-технологий в обучении студентов с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 51-55. URL: http://e-kon-/cept.ru/2014/65282.htm. (дата обращения: 20.02.2021 г.)
Рецензия
Для цитирования:
Симбирских Е.С., Рачеев Н.О. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ VR-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК. Агроинженерия. 2021;(2):75-79. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79
For citation:
Simbirskikh Е.S., Racheev N.O. TEACHING CAPABILITIES OF ROBOTIC VR- CONSTRUCTORS IN THE TRAINING PROGRAMS OF AGRICULTURAL ENGINEERS FOR THE DOMESTIC FARM INDUSTRY. Agricultural Engineering (Moscow). 2021;(2):75-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79