Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ VR-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79

Аннотация

В статье рассмотрены дидактические преимущества и особенности использования иммерсивных технологий типа «Виртуальный конструктор» в практической подготовке бакалавров по направлению 35.03.04 «Агроинженерия» для отечественного агропромышленного комплекса. VR-конструкторы – программные продукты, полностью эмулирующие виртуальную среду с обзором 360°, отличительной особенностью которых является максимизация возможностей для взаимодействия с виртуальными объектами в части их изучения перемещения и преобразования системы объектов. Применительно к подготовке агроинженеров такими системами виртуальных объектов могут быть учебные механизмы двигателей, различные системы полива в гидропонных установках или же конкретный почвенный профиль с отдельными его горизонтами. Авторами проведён анализ научной литературы, отражающей практику применения технологий виртуальной реальности в подготовке обучающихся по программам высшего образования. Выяснено отсутствие прецедентов комплексного внедрения VR-технологий в качестве эффективного средства обучения в программы высшего аграрного образования как в России, так и за её пределами. В ходе проведённого эксперимента, основанного на ряде методов экспертных оценок, были выявлены два программных VR-продукта типа «VR-конструктор», которые целесообразно внедрить в образовательные программы по подготовке бакалавров-агроинженеров: «3D-картотека почвенных разрезов» и «VR-атлас сельскохозяйственных машин». Изучение дидактического потенциала данных программ позволило судить о необходимости смены традиционных ролей преподавателя и обучающегося и дальнейшего научно обоснованного внедрения в программы дисциплин высшего аграрного образования различных уровней VR-конструкторов для подготовки более конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров для инновационного агропромышленного комплекса России.

Об авторах

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА Симбирских
Вятский государственный агротехнологический университет
Россия


НИКИТА ОЛЕГОВИЧ Рачеев
Вятский государственный агротехнологический университет
Россия


Список литературы

1. Хасанова Г.Ф. Виртуальная реальность в инженерном образовании химического профиля // Казанский педагогический журнал. 2019. № 1 (132). С. 43-49.

2. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Мифтахутдино-ва Л.Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 137-144.

3. Бажина П.С., Жигалова О.П. Концептуальная модель симулятора «Управляй классом» для студентов педагогического вуза // МНКО. 2018. № 3 (70). С. 242-244.

4. Михаил И.И., Прохоренко А.А. Применение технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе по дисциплине «Физическая подготовка» // Учёные записки университета Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 179-184.

5. Кикин П.М., Колесников А.А., Касьянова Е.Л., Радченко Л.К. Способы навигации при использовании устройств виртуальной реальности // Интерэкспо Гео-Си-бирь. 2016. № 1. С. 195-199.

6. Колесников А.А., Кикин П.М., Комиссарова Е.В. Создание виртуальных моделей местности и зданий // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. № 7. С. 45-49.

7. Li K., Wang Sh. Development and application of VR course resources based on embedded system in open education // Microprocessors and Microsystems. 2021. Vol. 83. Article 103989.

8. Siedler C., Glatt M., Weber P., Ebert A., Aurich J.C. Engineering changes in manufacturing systems supported by AR/VR collaboration // Procedia CIRP. 2021. Vol. 96. P. 307-312.

9. Karagiannis P., Togias Th., Michalos G., Makris S. Operators Training Using Simulation and VR Technology // Procedia CIRP. 2021. Vol. 96. P. 290-294.

10. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Эффективное использование информационных технологий и другие проблемы совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров в аспирантуре // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». 2018. № 2. С. 135-143.

11. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). URL: https://cyberleninka/. ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnos-ti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 20.02.2021).

12. Безган Д., Сошкин А. Использование VR-технологии при подготовке специалистов строительного профиля // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). С. 84-88.

13. Жумагалиева А.А., Тургамбаева А.К. Мобильное приложение «VR TEST» для SAMSUNG GEAR VR очков и опыт практической реализации в образовании // Инновационные технологии в современном образовании: Сборник материалов VII Международной научно-практической интернет-конференции. Королёв: ООО «Научный консультант», 2019. С. 206-210.

14. Суворов К.А. Системы виртуальной реальности и их применение // T-Comm. 2013. № 9. С. 140-143.

15. Kubrushko P.F., Alipichev A.Y., Kozlenkova E.N., Nazarova L.I., Siman A.S. Digital competence as the basis of a lecturer's readiness for innovative pedagogical activity // Journal of Physics: Conference Series, 2020; 1691(1): Article 012116.

16. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Го-рячкина». 2019. № 5 (93). С. 40-45.

17. Конышева А.В. Дидактический потенциал веб-технологий в обучении студентов с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 51-55. URL: http://e-kon-/cept.ru/2014/65282.htm. (дата обращения: 20.02.2021 г.)


Рецензия

Для цитирования:


Симбирских Е.С., Рачеев Н.О. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ VR-КОНСТРУКТОРОВ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК. Агроинженерия. 2021;(2):75-79. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79

For citation:


Simbirskikh Е.S., Racheev N.O. TEACHING CAPABILITIES OF ROBOTIC VR- CONSTRUCTORS IN THE TRAINING PROGRAMS OF AGRICULTURAL ENGINEERS FOR THE DOMESTIC FARM INDUSTRY. Agricultural Engineering (Moscow). 2021;(2):75-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-2-75-79

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)