Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-81-87

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации подготовки магистров инженерного профиля к профессионально-педагогической деятельности. Проведён анализ историко-педагогических аспектов зарождения и развития магистерского образования в России как одного из важнейших ресурсов обеспечения высшей школы профессионально-педагогическими кадрами. Раскрыты современные требования общества к подготовке профессионально-педагогических работников в изменяющихся условиях, к повышению их профессиональной мобильности. Подготовка магистров непедагогического профиля к профессионально-педагогической деятельности в вузе осуществляется посредством включения педагогического компонента в структуру содержания образования: например, дисциплин «Основы педагогической деятельности» или «Методика профессионального обучения» и педагогической практики. Исследование, проводимое авторами на базе Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева в течение трёх лет, показало высокую востребованность магистров-преподавателей для педагогической деятельности в современных технических вузах, а также мотивацию магистрантов к профессионально-педагогической деятельности. В исследовании приняли участие 109 магистрантов направлений подготовки «Агроинженерия», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», которые изучают дисциплину «Основы педагогической деятельности» и проходят педагогическую практику в университете. Обоснованы пути решения проблемы подготовки педагогических кадров для технических вузов через магистерское образование: проведение фундаментальных исследований методологии магистерского образования с учётом исторического опыта и современных тенденций; разработка теоретических и прикладных вопросов структуры содержания магистерского образования с целью повышения эффективности образовательных программ, в том числе по педагогическому компоненту; выявление и внедрение в образовательный процесс вузов эффективных форм, моделей, адаптивных программ подготовки магистров к профессионально-педагогической деятельности и их дальнейшего профессионального развития.

Об авторах

ПЁТР ФЁДОРОВИЧ Кубрушко
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ Симан
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


МАРИНА ВАЛЕНТИНОВНА Шингарева
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Список литературы

1. Гапонцева М.Г., Фёдоров В.А., Гапонцев В.Л. Эволюция структуры содержания образования: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 154 с.

2. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Professional development of technical university lecturers in field of innovation teaching // The global challenges in engineering education: Proceedings of the 42 International IGIP Symposium. Kazan: Kazan National Research Technological University, 2013. P. 467-469.

3. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Bukovey T.D. et al. Convergence as methodological basis for development of trans-professionalism of activity subjects // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 4. P. 1080-1085.

4. Криворученко В.К. Присуждение учёных степеней в первой половине девятнадцатого века // Управление мегаполисом. 2012. № 4. С. 79-98.

5. Лапшина Д.И. Педагогическая подготовка магистров: история и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. T 11. С. 3931-3935. URL: http://e-koncept.ru/2016/86825.htm.

6. Жукова Н.М., Чистова Я.С. История становления и развития магистерского образования в России // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 17-21.

7. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2014. № 6. С. 28-35.

8. Алипичев А.Ю. Оптимизация содержания и технологии блочно-модульной иноязычной подготовки в рамках программ магистратуры // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2014. № 4 (64). С. 103-106.

9. Назарова Л.И., Чистова Я.С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В.П. Горячкина». 2015. № 4 (68). С. 29-34.

10. Симан А.С., Жиляева В.В. Тенденции развития и современное состояние электронной информационно-образовательной среды университета // Доклады ТСХА. М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020. С. 73-77.

11. Козленкова Е.Н., Серен Ч.О. Профессиональное самоопределение студентов инженерной направленности средствами информационных и коммуникационных технологий // Современные вызовы для АПК и инновационные пути их решения: материалы 71-й Международной научно-практической конференции. Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, 2020. С. 273-277.

12. Бакштанин А.М., Симан А.С. Проблема вступления российской высшей школы в единое мировое образовательное пространство // Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. 2018. № 12 (12). С. 17-20.

13. Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чём проблема? // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 47-55.

14. Шингарева М.В. Подготовка магистрантов инженерного профиля к профессионально-педагогической деятельности // Доклады ТСХА. М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020. С. 95-99.

15. Мамаева И.А. Новые форматы образовательной деятельности // Ценности ЮНЕСКО как основа формирования кросс-культурного пространства: сборник материалов Международной научной конференции. Караваево: Костромская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 149-151.


Рецензия

Для цитирования:


Кубрушко П.Ф., Симан А.С., Шингарева М.В. ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Агроинженерия. 2020;(6):81-87. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-81-87

For citation:


Kubrushko P.F., Siman A.S., Shingareva M.V. TRAINING ENGINEERING MSC STUDENTS FOR TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES. Agricultural Engineering (Moscow). 2020;(6):81-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-81-87

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)