ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КАДРАМИ
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-74-80
Аннотация
Обеспечение продовольственной безопасности и увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции требуют высокого кадрового потенциала АПК. Однако руководители сельскохозяйственных организаций, их заместители и главные специалисты не всегда соответствуют требованиям по образовательному уровню и владению управленческими компетенциями. Данная проблема является актуальной и для руководителей инженерных служб. В среднем по системе Минсельхоза России только 66% главных инженеров, технологов и энергетиков имеют высшее образование, хотя по требованиям профессиональных стандартов эти должности должны занимать магистры и специалисты. Во всех сферах АПК нашей страны выявлен дефицит кадров, который, если сопоставлять численность выпускников магистратуры и вакансии в организациях, окажется незначительным. Однако анализ кадрового состава на наличие соответствующего должности уровня образования показывает, что даже за три года вузы не смогут обеспечить выпускниками потребности данной отрасли рынка труда. Подготовка кадров для АПК осуществляется в 54 вузах, подведомственных Минсельхозу России. Численность выпускников по основным аграрным направлениям и специальностям составляет более 19 тыс. чел., но численность выпускников специалитета и магистратуры, которые имеют право занимать руководящие должности, составляет всего около 1,5 тыс. Кроме того, по мнению самих выпускников, они не готовы занимать руководящие должности. В процессе обучения на формирование управленческих компетенций отводится около 3% от всего объёма образовательной программы. Для формирования этих компетенций на занятиях предлагается использовать образовательные технологии (метод проектов и технологию контекстного обучения), а также проводить занятия в форме «круглых столов» и конференций, на которых обучающийся выступает как активный деятель. Однако для выстраивания образовательного процесса на основе требований работодателей необходимо, чтобы был разработан профессиональный стандарт, регламентирующий требования к руководящим должностям инженерных служб. Данную задачу может решить профстандарт «Специалист по управлению на предприятиях агропромышленного комплекса».
Об авторах
ВИКТОР ЕГОРОВИЧ БердышевРоссия
НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА Скороходова
Россия
ЯНА СЕРГЕЕВНА Чистова
Россия
Список литературы
1. Результаты мониторинга численности, состава и движения кадров агропромышленного комплекса Российской Федерации по формам ведомственного статистического наблюдения 2001-2018 гг.
2. Хлусова И.А., Хлусов В.Н., Хайбрахманов Р.Р. и др. Оценка уровня профессионального образования работников агропромышленного комплекса // Фундаментальные исследования. 2019. № 5. С. 148-153. URL: http://funda-mental-research.ru/ru/article/view?id=42475 (дата обращения: 10.09.2020).
3. Трухачёв В.И., Тарасенко Н.В. Мониторинг социально-трудовой сферы села на Ставрополье // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 4. С. 51-53.
4. Лузина УС., Маслова Ж.А., Гааг А.В. Современное состояние обеспеченности кадрами агропромышленного комплекса. // Молодой учёный. 2016. № 6.5 (110.5). С. 125-127. URL: https://moluch.ru/archive/110/27519/ (дата обращения: 31.08.2020).
5. Нечаев В.И. Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения АПК современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5 «Экономика». 2012. № 4 (111). С. 198-206.
6. Ефанова Н.А. Проблемы и перспективы формирования управленческого кадрового потенциала АПК. // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=4936 (дата обращения: 31.08.2020).
7. Назарова Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики: дис. канд. пед. наук. М., 2000. 198 с.
8. Кубрушко П.Ф., Назаров Д.Е. Технология модульного обучения: учебно-практическое пособие. М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001. 60 с.
9. Шингарева М.В., Скороходов А.Н. Компетентност-но ориентированная задача как интегративная дидактическая единица учебного процесса в вузе // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2013. № 4. С. 107-110.
10. Sergeeva M.G., Romanova N.V., Shishov S.E. et al. Tutoring Support of Learner Research Activity in the Conditions of University Education // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. 2019. Vol. 7. № S10. P. 4.
11. Косырев В.П., Стрельцов В.В. Информационно-технологический подход к созданию персонифицированных образовательных программ // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 2. С. 94-97.
12. Чистова Я.С. Применение метода проектов в рамках личностно ориентированного обучения при подготовке магистров // Материалы Международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 150-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. 2015. С. 128-132.
13. Кривчанский И.Ф., Большаков А.А., Короченский И.А. Развитие дивергентного мышления учащихся в процессе проектной деятельности // Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2020. С. 340-343.
14. Бердышев В.Е., Золотарёв С.В., Скороходова Н.В. Совершенствование подготовки кадров для АПК Российской Федерации // Аграрная политика союзного государства: опыт, проблемы, перспективы (в рамках V форума регионов Беларуси и России): материалы Международной научно-практической конференции. Горки: БГСХА, 2018. С. 25-35.
Рецензия
Для цитирования:
Бердышев В.Е., Скороходова Н.В., Чистова Я.С. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КАДРАМИ. Агроинженерия. 2020;(6):74-80. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-74-80
For citation:
Berdyshev V.E., Skorokhodova N.V., Chistova Ya.S. PROBLEM OF ENGINEERING STAFF AVAILABILITY IN RUSSIAN AGRICULTURE. Agricultural Engineering (Moscow). 2020;(6):74-80. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-6-74-80