Обоснование выбора параметров электромеханической трансмиссии для трактора тягового класса 0,6-0,9 и согласование тяговых характеристик
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2023-1-63-70
Аннотация
Выбор параметров электромеханической трансмиссии для трактора тягового класса 0,6-0,9 проводится на основе анализа тягово-сцепных характеристик полнокомплектной машины. Авторами произведены теоретические расчеты характеристик рабочих процессов трактора-прототипа с двигателем внутреннего сгорания и трактора-макета с электрическим приводом, тяговый расчет трактора-прототипа и трактора-макета, расчет характеристик электропривода и электродвигателей. Для проведения расчетов выбрана 6-ступенчатая механическая коробка переменных передач. Исходные данные для выполнения расчетов получены по результатам тяговых испытаний тракторов в Северо-Кавказской МИС. Выбраны два профильных фона опорного основания: поле под посев (пар) и стерня. В результате исследований установлено, что трактор-макет, созданный на базе самоходного шасси тягового класса 0,6…0,9 мощностью до 50 кВт, на фоне «Поле, подготовленное под посев» реализует наибольший тяговый КПД (0,53) с электродвигателем 15 кВт и максимальное крюковое усилие (5,78 кН) с электродвигателем 18 кВт. На фоне «Стерня» для электродвигателей 15, 18 и 22 кВт тяговый КПД составляет 68 %, но трактор-макет с электродвигателем мощностью 22 кВт может реализовать максимальное крюковое усилие, равное 11,35 кН. Максимальная тяговая мощность 16,7 кН отмечена у трактора-прототипа с двигателем внутреннего сгорания. Следовательно, наиболее подходящей заменой ДВС по тяговому КПД может быть только электродвигатель мощностью 15 кВт.
Об авторах
З. А. ГоджаевРоссия
Захид Адыгезалович Годжаев, член-корр. РАН, д-р техн. наук, профессор
109428
1-й Институтский проезд, 5
Москва
С. Е. Сенькевич
Россия
Сергей Евгеньевич Сенькевич, канд. техн. наук, доцент
109428
1-й Институтский проезд, 5
Москва
И. С. Алексеев
Россия
Илья Сергеевич Алексеев, инженер
109428
1-й Институтский проезд, 5
Москва
Е. Н. Ильченко
Россия
Екатерина Николаевна Ильченко, инженер
109428
1-й Институтский проезд, 5
Москва
Список литературы
1. Щиголев С. В. Влияние деформации шин на поперечную статическую устойчивость зерноуборочного комбайна / С. В. Щиголев, С. Г. Ломакин // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В. П. Горячкина». – 2017. – № 5 (81). – С. 22-28. doi: 10.26897/1728-7936-2017-5-22-28 EDN: ZRIZGX
2. Baek S.-Y., Kim Y.-S., Kim W.-S., Baek S.-M., Kim Y.-J. Development and verifi cation of a sim ulation model for 120 kW class electric AWD (All-Wheel-Drive) tractor during driving operation. Energies. 2020; 13 (10): 2422. doi: 10.3390/en13102422
3. Li T., Xie B., Li Z., Li J. Design and optimization of a dual-input coupling powertrain system: A case study for electric tractors. Applied Sciences. 2020; 10 (5): 1608. doi: 10.3390/app10051608
4. Melo R., Antunes F., Daher S., Vogt H., Albiero D., Tofoli F. L. Сonception of an electric propulsion system for a 9 kW electric tractor suitable to family farming. IET Electric Power Applications. 2019; 13 (12): 1993-2004. doi: 10.1049/iet-epa.2019.0353
5. Chen Y., Xie B., Du Y., Mao E. Powertrain parameter matching and optimal design of dual-motor driven electric tractor. Int J Agric & Biol Eng. 2019; 12 (1): 33-41. doi: 10.25165/j.ijabe.20191201.3720
6. Osinenko P. V., Geissler M., Herlitzius T. A method of optimal traction control for farm tractors with feedback of drive torque. Biosystems Engineering. 2015; 29: 20-33. doi: 10.1016/j.biosystemseng.2014.09.009
7. Бураев М. К. Повышение работоспособности тракторов в сельском хозяйстве / М. К. Бураев [и др.] // Вестник ВСГУТУ. –2015. – № 6 (57). – С. 20-25. EDN: VCODXL
8. Савельев И. А. Модернизация движителя трактора Т-25А / И. А. Савельев // Эпоха науки. – 2015. – № 4. – С. 45. EDN: VKMHEZ
9. Сорокин М. С. Концепция развития сельскохозяйственной техники с использованием гибридного привода / М. С. Сорокин, М. Л. Лисиченко, В. В. Ясак // Инженерия природопользования. – 2016. – № 2 (6). – С. 25-28. EDN: XWQUNN
10. Воротников И. Л. Импортозамещение в сельскохозяйственном машиностроении России: состояние и проблемы / И. Л. Воротников, И. В. Муравьева, К. А. Петров // Наука и бизнес: пути развития. – 2018. – № 8 (86). – С. 52-57. EDN : VAIJTC
11. Туманова М. И. Анализ минитракторов российского производства для использования в МФХ / М. И.Туманова, А. М. Туманов, А. Ю. Х. Мохаммед // Аллея Науки. – 2018. – № 8 (24). – С. 593-596. EDN: YLZAWT
12. Богаченко Д. Д. Развитие работ в области энергосберегающего частотно-регулируемого электропривода / Д. Д. Богаченко [и др.] // Научной и учебно-методической школе электропривода МЭИ 80 лет : Доклады научно-методического семинара, 2 февраля 2010 г. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – С. 12-21.
13. Ильинский Н. Ф. Вентильно-индукторный электропривод – проблемы и перспективы развития / Н. Ф. Ильинский // Вентильно-индукторный электропривод : Доклады научно-практического семинара, 1 февраля 2007 г. – М.: Издательство МЭИ, 2007. – С. 4-13.
14. Савченко А. В. Методология определения КПД и эффективности использования электроэнергии автоматизированных электроприводов и автоматизированных систем управления технологическими процессами / А. В. Савченко, А. Е. Акуленко // Научный альманах. – 2015. – № 11-3 (13). – С. 368-375. doi: 10.17117/na.2015.11.03.368
Рецензия
Для цитирования:
Годжаев З.А., Сенькевич С.Е., Алексеев И.С., Ильченко Е.Н. Обоснование выбора параметров электромеханической трансмиссии для трактора тягового класса 0,6-0,9 и согласование тяговых характеристик. Агроинженерия. 2023;25(1):63-70. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2023-1-63-70
For citation:
Godzhaev Z.A., Senkevich S.E., Alekseev I.S., Ilchenko E.N. Justifi cation of the parameters of an electromechanical transmission for a tractor of traction class of 0.6-0.9 traction class and coordination of traction characteristics. Agricultural Engineering (Moscow). 2023;25(1):63-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2023-1-63-70