Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

ПОНЯТИЕ ИНВАРИАНТНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-51-56

Аннотация

В статье показано, почему компетенции выступают в качестве конечных целей обучения, обусловливающих необходимость перестройки учебного процесса, иных подходов к формированию содержания, организации и технологии обучения, и по сути своей играют роль инструмента в реализации новой образовательной парадигмы. Рассматривается понятие инвариантности компетенций в профессиональном образовании, которое определяется как постоянство, как свойство какого-либо объекта (или его элементов) не изменяться при смене условий, в которых он существует. В системных образованиях инвариант выступает в качестве системообразующей структуры. Даётся логическое обоснование постановки вопроса об инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания профессионального образования, важнейшая закономерность которого заключается в том, что структура содержания образования детерминирована структурой деятельности и структурой объекта изучения. На основе анализа теории и практики реализации компетентностного подхода выявляется тенденция к дифференциации понятия инвариантности компетенций в трех аспектах: понятие инвариантности набора (перечня) компетенций, необходимых специалисту любого профиля (отражает инвариантную структуру содержания профессионального образования); понятие инвариантности компетенций общего характера (присущи всем, важны для всех и формируются у всех специалистов независимо от профиля их подготовки); понятие инвариантности структуры самих компетенций (отражает универсальный состав компонентов, определяющих структуру профессиональных компетенций). Раскрываются сущность и диалектика дифференциации понятия инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования. Существование инвариантного набора компетенций позволяет при разработке учебно-программной документации по направлениям подготовки выделить инвариантную и вариативную части их содержания и реализовать гибкость освоения программ.

Об авторе

НИНА АЛЕКСАНДРОВНА Ложкина
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Список литературы

1. Кубрушко П.Ф., Ложкина Н.А. Инвариантные компетенции и их формирование в процессе совместного обучения российских и зарубежных студентов ll Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2014. № 4(64). С. 15-19.

2. Алипичев А.Ю. Специфика инвариантного и вариативного компонентов содержания иноязычной подготовки в техническом вузе ll Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака l отв. ред. Т.А. Барановская. М.: Pearson, 2015. С. 380-386.

3. Кубрушко П.Ф., Козленкова Е.Н. Идея объектной и деятельностной детерминант в теории структуры содержания профессионально-педагогического образования ll Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 3 (21). С. 48-54.

4. Цыганов К.Г. Инвариантная «СРС-компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2004. 24 с.

5. Ильязова М.Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): монография. Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. 228 с.

6. Курпешева А.И. Иноязычная коммуникативная компетентность выпускника технического вуза: сущность и инвариантная структура ll Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 65-67.

7. Казаков И.С. Инварианты информационной компетентности в профессиональной подготовке педагога: монография. Сочи: Изд-во Прокопенко Г.В., 2013. 261 с.

8. Назарова Л.И., Григорьев А.В. Возможности применения технологии модульного обучения для подготовки кадров в условиях инновационной экономики ll Научно-практическая конференция «День местного самоуправления»: сб. ст. М.: ОнтоПринт, 2019. С. 84-92.

9. Василькова Т.А., Капитонов А.В. Проектирование содержания модульных программ профессиональной подготовки на компетентностной основе ll Научные исследования в образовании. 2010. № 2. С. 9-13.

10. Гайсаева М.М. Особенности формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин ll Мир науки. 2017. № 3. С. 44-51.

11. Шутова О.И. Динамика взаимосвязи сформированности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым компетенциям представителей помогающих профессий ll Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 235-240. DOI: https:lldoi.orgl10.18500l1819-7671-2016-16-2-235-240.


Рецензия

Для цитирования:


Ложкина Н.А. ПОНЯТИЕ ИНВАРИАНТНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Агроинженерия. 2019;(5):51-56. https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-51-56

For citation:


Lozhkina N.A. CONCEPT OF COMPETENCE INVARIANCE FROM THE STANDPOINT OF THE THEORY OF EDUCATION CONTENT STRUCTURE. Agricultural Engineering (Moscow). 2019;(5):51-56. (In Russ.) https://doi.org/10.34677/1728-7936-2019-5-51-56

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)