Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

ВЫСШЕЕ АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-2-69-74

Аннотация

Проведён анализ учебных планов по специальности «Механизация сельского хозяйства» за несколько лет, выполнено сравнение объёма и структуры содержания образования с аналогичными позициями по направлению подготовки «Агроинженерия», профиль – Технические системы в агробизнесе. Выявлено, что при переходе от специалитета к бакалавриату объём часов, отводимый на учебные дисциплины, изменился менее чем на 10%, основное сокращение образовательной программы произошло за счёт уменьшения объёма производственных практик буквально в три раза. Распределение нагрузки между аудиторной и самостоятельной работой изменилось на 10% в сторону увеличения самостоятельной работы, с 40% от общего объёма часов, отводимых на учебные занятия, до 50%. В структуре содержания образования снизилась доля общеобразовательных дисциплин, в то же время набор дисциплин остался прежним, уменьшилось лишь количество часов на их изучение. На основе анализа социально-экономических условий, государственной политики, мировых тенденций, Атласа новых профессий составлен прогноз изменений в образовательных программах в отрасли «Сельское хозяйство». Основное внимание уделяется цифровизации всех отраслей экономики и глобальной информатизации, сохранению экологии, проактивным подходам в обучении, что повлияет на содержание высшего аграрного образования. Но вместе с тем останется неизменной база тех дисциплин, которые составляют основу аграрного образования. Реализация принципов системности, комплексности, междисциплинарности и других, заложенных в начале становления аграрного образования, позволяет и в современных условиях готовить высококвалифицированных, продуктивных и востребованных профессионалов для агропромышленного комплекса нашей страны.

Об авторе

ЯНА СЕРГЕЕВНА Чистова
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Список литературы

1. Сысоев А.М., Ерохин М.Н. Состояние и проблемы высшего агроинженерного образования на современном этапе // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. 2013. № 2 (10). С. 61-67.

2. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://mcx-con-sult.ru/d/77622/d/strategiya_razvitiya_selskikh_territoriy_rf_ do_2030_goda.pdf

3. Леднёв В.С., Кубрушко П.Ф. Основы теории содержания профессионально-педагогического образования: монография. Москва: Эгвес, 2006. 287 c.

4. Кубрушко П.Ф. Актуальные проблемы теории содержания профессионально-педагогического образования: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2002. 38 с.

5. Lantz A., Friedrich P. Creating team-learning and pro-activity by expanding job design practises within lean production // International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice. 2014. Т. 1. № 1. С. 44-62.

6. Ерзин А.И. Проактивность как основа становления личности специалиста // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1 (30). С. 100-110.

7. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru

8. Экологическая безопасность и энергоустойчивое развитие: учебное пособие / В.И. Трухачёв, Н.И. Корнилов, И.О. Лысенко и др. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2014. 239 с.

9. Лысенко Е.Е. Качества технического мышления и способы их формирования у будущих инженеров // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т. 8. № 3. С. 53-58.

10. Трофимов Е.Н., Кальней В.А., Шишов С.Е. и др. Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития: монография. Москва: Литературное агентство «Университетская книга», 2019. 188 с.

11. Дружкин А.В., Скороходов А.Н., Назарова Л.И. Методологические подходы к созданию инновационной среды аграрного вуза // Известия Международной академии аграрного образования. 2012. № 14-2. С. 45-48.

12. Косырев В.П. Применение дидактических интернет-сервисов в управлении учебной деятельностью студентов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2013. С. 264-266.

13. Чистова Я.С. Особенности применения динамической модели для подготовки магистров по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 8. С. 99-102.


Рецензия

Для цитирования:


Чистова Я.С. ВЫСШЕЕ АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. Агроинженерия. 2020;(2):69-74. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-2-69-74

For citation:


Chistova Ya.S. HIGHER AGRICULTURAL EDUCATION: HISTORIC-AND-GENETIC AND PROGNOSTIC ASPECTS. Agricultural Engineering (Moscow). 2020;(2):69-74. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2020-2-69-74

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)