Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

https://doi.org/10.34677/1728-7936-2020-1-66-74

Аннотация

Анализ практик внедрения дуального обучения показал важность совершенствования нормативной базы для его развития. В работе обсуждаются вопросы организации дуального обучения на уровне «предприятие – кафедра (лаборатория)». Цели исследования: уточнение принципов организации дуального обучения на уровне «предприятие – кафедра (лаборатория)», разработка методических принципов организации дуального обучения, оценивание с привлечением выпускников успешности его организации и сформированности универсальных компетенций. На основе анализа десяти отличительных признаков системы дуального обучения уточняются принципы её организации на уровне «предприятие – кафедра (лаборатория)», критерием отбора семи позиций становится возможность реализации этих принципов кафедрой. Осуществляется поиск методологического основания для успешного решения организационно-управленческих задач при взаимодействии с предприятием. Указывается, что категории методологии современного образования – «объекты», «виды», «элементы», «условия осуществления профессиональной деятельности» – позволяют сформулировать методические принципы организации дуального обучения на уровне «предприятие – кафедра (лаборатория)». Отмечено, что в условиях дуального обучения реализация практической подготовки студентов должна обеспечить формирование умений работать с объектами, сформировать опыт осуществления профессиональных видов и элементов деятельности в профессионально-значимых условиях. Приводится пример формулирования этих категорий на языке профессии. Диаграммы результатов оценивания выпускниками вуза организации дуального обучения показали, что на уровне кафедры сложнее выстроить эту систему, чем на уровне лаборатории. При самооценке выпускниками вуза уровня сформированности десяти компетенций позицию «компетенция не сформирована» не выбрал ни один респондент, однако респонденты отметили слабое формирование отдельных компетенций (от 11,1 до 44,4%, это без учёта коммуникаций на разных языках). Результаты исследования показали, что для успешного формирования компетенций в рамках дуального обучения важно не только реализовывать принципы его организации, но и совершенствовать методику обучения.

Об авторах

ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА Мамаева
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
Россия


ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Смирнова
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
Россия


Список литературы

1. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Комарова С.Ю., Гаврилова Н.В. Опыт дуального образования как возможность повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 4 (7). URL http://e-journal. omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/485-00230.

2. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. № 04 (апрель). ART 14087. URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm.

3. Бреус М.Е., Довгополая Н.В., Ноговицына А.В., Симонин П.В. Дуальная система обучения - залог профессиональной мобильности выпускников аграрных вузов на рынке труда // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 1 (32). С. 17.

4. Всероссийская научно-практическая конференция «Дуальное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Краснодар, 25 апреля 2019 г.). М.: Мир науки, 2019. URL: https://izd-mn.com/PDF/29MNNPK19.pdf.

5. Матвеев Н.В. Дуальное обучение студентов техникума: преимущества и риски в оценке выпускников, преподавателей и работодателей // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 71-74.

6. Серкова Г.Г. Дуальное образование: проблемы, перспективы // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 12. С. 72-76.

7. Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю.А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 4. С. 9-15.

8. Корягин С.И., Полупан К.Л. Проблемы и перспективы инженерной подготовки в вузе // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 1 (31). С. 109-113.

9. Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 53. С. 1-4.

10. Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнёрства. Москва: АПО, 1998. 225 с.

11. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-54.

12. Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 16-22.

13. Есенина Е.Ю. О модели профессионального образования с учётом опыта Германии и Финляндии // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 11. С. 17-20.

14. Самолдина Л.Н. Возможные изменения структуры ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. 2006. № 3. С. 2-4.

15. Ашыралиева Б.С. Дуальное обучение в республике Казахстан: организационно-правовые аспекты // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 3 (82). С. 89-94

16. Дуальное образование: Перспективы внедрения практики профессионального образования на принципах дуального обучения в России. Москва: Институт фондового рынка и управления, 2015. 157 с.

17. Мамаева И.А. Самооценка сформированности общекультурных компетенций // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2016. С. 434-438.


Рецензия

Для цитирования:


Мамаева И.А., Смирнова Ю.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ. Агроинженерия. 2020;(1):66-74. https://doi.org/10.34677/1728-7936-2020-1-66-74

For citation:


Mamaeva I.A., Smirnova Yu.V. DUAL TRAINING ORGANIZATION AND SELF-ASSESSMENT BY STUDENTS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES. Agricultural Engineering (Moscow). 2020;(1):66-74. (In Russ.) https://doi.org/10.34677/1728-7936-2020-1-66-74

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)