Preview

Агроинженерия

Расширенный поиск

Лингвистические аспекты формирования профессионального самоопределения студентов аграрного вуза: от семантического анализа к речевым стратегиям профориентации

https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-5-90-99

Аннотация

   Актуальность исследований определяется необходимостью совершенствования лингвистического сопровождения профориентационной деятельности студентов в аграрных вузах с учетом реальных мотивационных установок.

   В условиях модернизации агропромышленного комплекса возрастает значимость не только технической подготовки кадров, но и точного понимания смысловых ориентиров, которыми руководствуются молодые люди при выборе профессии.

   Цель исследований – выявление и описание семантической модели профессионального самоопределения студентов агроинженерного направления подготовки через анализ мотивационных высказываний, с последующим использованием полученной модели в практике профориентации.

   В эмпирической части приведены результаты опроса относительно мотивации выбора профессии среди 97 студентов первого курса Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. Семантический анализ речевых репрезентаций позволил выделить 10 ключевых семантических кластеров, объединенных в 3 смысловых блока: ценностно-смысловое ядро; блок рационально-прагматических смыслов; блок социально-контекстуальных смыслов выбора профессии. Они образуют семантическую модель, отражающую смысловую структуру профессионального выбора. Семантический подход позволил интерпретировать профессиональное самоопределение как речевое проявление личностных смыслов. Полученные результаты могут быть использованы для построения профориентационной коммуникации с абитуриентами на языке их ценностей, интересов и ожиданий.

Об авторах

И. В. Куламихина
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Россия

Ирина Валентиновна Куламихина, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры

кафедра «Иностранные языки»

644008; ул. Институтская площадь, 1; Омск



Ж. Б. Есмурзаева
Омский государственный технический университет
Россия

Жанбота Бауржановна Есмурзаева, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры

кафедра «Иностранные языки»

644050; пр. Мира, 11; Омск



А. Ю. Алипичев
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Алексей Юрьевич Алипичев, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры

кафедра иностранных и русского языков

127434; ул. Тимирязевская, 49; Москва



Список литературы

1. Pasha A., Siddiqui D.А. Factors influencing professional selection choices: evidence from Pakistan. European Journal of Business and Management. 2019;11(36):137-153. doi: 10.7176/EJBM/11-36-16

2. Koksharov V.A., Agarkov G.A. Analysis of economic motivation individuals choose an educational path. Economy of Region. 2015;1(1):153-159. doi: 10.15826/recon.2015.1.014

3. Bromley H., Kniveton B.H. The influences and motivations on which students base their choice of career. Research in Education. 2004;72(1):47-59. doi: 10.7227/RIE.72.4

4. Haase H., Lautenschläger A. Career choice motivations of university students. International Journal of Business Administration. 2011;2(1):2-13. doi: 10.5430/IJBA.V2N1P2

5. Humaira T., Rahim A., Rahman A., Zaki A. et al. Factors influencing students’ attitudes to choose agriculture as a prospective career: the moderating role of career prospect. International Journal of Modern Trends in Social Sciences. 2019;2(10):13-21 doi: 10.35631/IJMTSS.210002

6. Puad M., Yusof N. Razali F., Kang E. Career choice: parental guidance and learning experience influence in selecting agricultural programs. International Journal of Academic Research in Business & Social Sciences. 2023;13(12):4807-4813. doi: 10.6007/ijarbss/v13-i12/20334

7. Ванг Х., Ванг Х., Островская А.А. Социально-психологические факторы выбора профессии в условиях рыночной экономики // Экономика и предпринимательство. 2023. № 8 (157). С. 185-190. doi: 10.34925/eip.2023.157.8.029

8. Prasetyaningrum D.I., Ruminar H., Irwandi P. The perception and interest of career choices in agriculture: case of agroecotechnology and agribusiness students. Habitat. 2022;33(2):186-200. doi: 10.21776/ub.habitat.2022.033.2.19

9. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Психосемантический подход к проблеме мотивации // Развитие личности. 2015. № 3. С. 158-177. EDN: VCLDJN

10. Klassen R.M., Al-Dhafri S., Hannok W., Betts Sh. Investigating pre-service teacher motivation across cultures using the Teachers’ Ten Statements Test. Teaching and Teacher Education. 2010;27(3):579-588. doi: 10.1016/j.tate.2010.10.012

11. Ивашова В.А. Агроинженер как профессия в оценке экспертов и работодателей // Село России. 2018. № 1. С. 91-101 doi: 10.22162/2658-5987-2018-1-91-101

12. Дебрин А.С., Семенов А.Ф. Оценка факторов и пути решения вопроса популяризации профессий агроинженера // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14-25 ноября 2022 г. Красноярск – Челябинск – Нижний Новгород –Москва: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. Ч. 1. С. 125-129. EDN: YGITUM

13. Коваленок Т.П., Занфирова Л.В. Развитие профессионального мышления будущих агроинженеров // Проблемы продовольственной безопасности (EPFS2023) : Материалы Международной научно-практической конференции : В 2 ч. Горки, 19-21 января 2023 г. Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2023. С. 163-169. EDN: SCTJWK

14. Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в системе непрерывного профессионального образования // Агроинженерия. 2022. Т. 24, № 4. С. 58-63. doi: 10.26897/2687-1149-2022-4-58-63

15. Барышникова О.Н., Антюфеева Т.В., Отто О.В. Природная обусловленность специализации сельского хозяйства южной части Западно-Сибирского экономического района // Региональная экономика и управление : Электронный научный журнал. 2019. № 2 (58). № ст. 5801. URL: https://eee-region.ru/article/5801/ (дата обращения: 03. 04. 2025)


Рецензия

Для цитирования:


Куламихина И.В., Есмурзаева Ж.Б., Алипичев А.Ю. Лингвистические аспекты формирования профессионального самоопределения студентов аграрного вуза: от семантического анализа к речевым стратегиям профориентации. Агроинженерия. 2025;27(5):90-99. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-5-90-99

For citation:


Kulamikhina I.V., Esmurzaeva Zh.B., Alipichev A.Yu. Linguistic aspects of building professional self-determination of agrarian university students: from semantic analysis to verbal strategies of career guidance. Agricultural Engineering (Moscow). 2025;27(5):90-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-5-90-99

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1149 (Print)
ISSN 2687-1130 (Online)