МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-3-80-84
Аннотация
В статье проводится анализ истории создания и развития Международного общества по инженерной педагогике IGIP – одной из первых международных организаций, специализирующейся на теории и практике подготовки педагогических кадров для инженерного образования. Инженерная педагогика представлена как часть профессиональной педагогики, рассматривающей подготовку профессиональных кадров по разнообразным специальностям и направлениям подготовки. Появление инженерной педагогики относят к 1950 годам. Её ядром стало созданное в 1972 г. в Клагенфурте (Австрия) под руководством Адольфа Мелецинека Международное общество по инженерной педагогике IGIP. Россия присоединилась к этому движению в 1995 г. В ряде инженерных вузов были созданы и успешно функционируют центры IGIP, в которых преподаватели повышают свою профессионально-педагогическую квалификацию, и в случае подтверждения соответствия их уровня подготовки и опыта профессиональной деятельности стандартам IGIP педагогам присваивают звание «Европейский преподаватель инженерного вуза». Тенденции развития Международного общества по инженерной педагогике в России связаны прежде всего с его интеграцией в систему непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях цифровой трансформации общества. Необходима систематическая актуализация задач, поставленных перед IGIP. Разработан новый международный стандарт (третьего поколения) минимальной педагогической подготовки, необходимой преподавателям вузов. Устанавливается сотрудничество с другими организациями-партнёрами. Пересмотрена система публикационной деятельности IGIP (учреждён новый журнал iGEP – International Journal of Engineering Pedagogy). Проводимые ежегодно симпозиумы IGIP способствуют интеграционным процессам в профессиональном образовании, усилению академической мобильности. Проводится аккредитация центров инженерной педагогики по международному стандарту IGIP. Важной задачей Международного общества по инженерной педагогике является не только модернизация научно-методических основ вузовской инженерной педагогики в соответствии с актуальными задачами профессионального образования, но и совершенствование методологии инженерно-технического образования в целом как системы, имеющей инвариантные компоненты структуры содержания обучения и вариативные составляющие по уровням и направлениям подготовки.
Об авторах
ПЁТР ФЁДОРОВИЧ КубрушкоРоссия
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА Назарова
Россия
ДИАНА ОГАНЕСОВНА Еприкян
Россия
Список литературы
1. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 32-42.
2. Приходько В.М., Соловьёв А.Н. IGIP и тенденции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 26-32.
3. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 10 (119). С. 18-30.
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Деструктивные факторы развития профессионально-педагогического образования // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 10-15.
5. Романцев Г.М., Фёдоров В.А., Осипова И.В. и др. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: Монография. Екатеринбург: РГППУ, 2011. 545 с.
6. Тенчурина Л.З. Уроки истории развития профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX в. - начало 90-х гг. XX в.) // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004. № 3 (27). С. 121-133.
7. Кривчанский И.Ф., Симан А.С. Особенности подготовки педагогических кадров для профессиональной школы // Доклады ТСХА. М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016. Вып. 288. Ч. III. С. 222-226.
8. Современное высшее образование: теория и практика: Монография / А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2020. 602 с.
9. Минин М.Г., Бенсон Г.Ф., Беломестнова Э.Н. и др. Непрерывное развитие педагогического профессионализма преподавателей инженерного вуза // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. № 5 (5). С. 41-45.
10. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2014. № 6. С. 28-35.
11. Шингарева М.В. Подготовка магистрантов инженерного профиля к профессионально-педагогической деятельности // Доклады ТСХА. М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020. Вып. 292. Ч. VI. С. 95-99.
12. Приходько В.М., Полякова Т.Ю. IGIP. Международное общество по инженерной педагогике: прошлое, настоящее и будущее: Монография. М.: Техполиграфцентр, 2015. 143 с.
13. Приходько В.М., Петрова Л.Г., Соловьёв А.Н. и др. О деятельности Российского мониторингового комитета IGIP // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 39-47.
14. Бакштанин А.М., Симан А.С. Проблема вступления российской высшей школы в единое мировое образовательное пространство // Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. 2018. № 12 (12). С. 17-20.
15. Kubrushko P.F., Alipichev A.Y., Kozlenkova E.N. et al. Digital competence as the basis of a lecturer's readiness for innovative pedagogical activity. Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. No. 1. Article 012116. DOI:10.1088/1 742-6596/1691/1/012116.
16. Minin M.G., Pakanova V.S., Belomestnova E.N. et al. Continuing Pedagogical Staff Development in Engineering University. In 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. IEEE Computer Society. 2013: 458-461. https://doi.org/10.1109/ICL.2013.6644625.
17. Tkacheva T., Sazonova Z. Creativity development as indisputable component of long-life education. 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning. (ICL) 2014: 1026-1032. DOI: 10.1109/ICL.2014.7017923.
Рецензия
Для цитирования:
Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Еприкян Д.О. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Агроинженерия. 2021;(3):80-84. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-3-80-84
For citation:
Kubrushko P.F., Nazarova L.I., Eprikyan D.O. INTERNATIONAL SOCIETY FOR ENGINEERING PEDAGOGY: HISTORY AND DEVELOPMENT TRENDS. Agricultural Engineering (Moscow). 2021;(3):80-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2021-3-80-84