Воспитание традиционных ценностей в цифровой среде: вызовы и возможности для современного образования
https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-85-93
Аннотация
Цифровизация трансформирует социальные институты, включая образование, и ставит вызовы – такие, как снижение внимания к духовным аспектам, замещение живого общения виртуальными коммуникациями и распространение потребительских установок через медиапространство. При этом цифровая среда открывает возможности для популяризации культурного наследия через мультимедийные ресурсы и интерактивные технологии. Актуальность исследований обусловлена необходимостью баланса между адаптацией к цифровым реалиям и сохранением ценностных ориентиров, формирующих личность молодежи. Цель исследований – анализ двойственной роли цифровизации в формировании духовно-нравственных ориентиров молодежи, выявление ключевых вызовов и возможностей цифровой среды. Для достижения цели использовали методы анализа научной литературы, интервьюирование педагогов и родителей, опросы молодежи, а также анализ цифровых образовательных ресурсов. Рассмотрели влияние виртуальных коммуникаций на ценностные установки и эффективность интерактивных технологий в воспитательной практике. В результате исследований выявили ключевые вызовы цифровой эпохи: снижение интереса к духовно-нравственным аспектам, доминирование виртуального общения над живым взаимодействием и усиление потребительской направленности в молодежной среде. В то же время цифровые инструменты (виртуальные экскурсии, AI-адаптированные программы, онлайн-форумы) показали потенциал для вовлечения молодежи в изучение культурного наследия, повышения доступности воспитательного процесса и развития критического мышления средствами цифровых дискуссий. Персонализация контента с учетом возрастных и культурных особенностей способствует укреплению традиционных ценностей. Цифровая среда при грамотном использовании может стать мощным инструментом сохранения традиционных ценностей. Педагогам рекомендуется создавать интерактивные материалы и повышать цифровую грамотность, разработчикам – учитывать региональную специфику и интегрировать обратную связь, родителям – активно участвовать в цифровом обучении детей и контролировать их цифровое потребление. Исследования подтверждают, что сочетание цифровых и традиционных методов способно обеспечить преемственность ценностей в условиях технологической трансформации.
Ключевые слова
Об авторах
С. Е. ШишовРоссия
Шишов Сергей Евгеньевич, д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования
AuthorID: 482382
109004, г. Москва, Земляной Вал, 73
В. А. Кальней
Россия
Кальней Валентина Алексеевна, д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии
AuthorID: 336142
141420, Московская область, г. Химки, мкр-он Сходня, ул. Горького, 7
Список литературы
1. Стрелец И.Э., Мухортов Д.С., Маркова Ю.С. Отстраивание семейных ценностей и норм в студенческой среде как залог предотвращения аксиологического кризиса в обществе // Социальные и гуманитарные знания. 2024. Т. 10, № 2. С. 164-175. EDN: RBPXRO
2. Рыжаков М.В. Вечный приоритет государства // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2024. Т. 13, № 1. С. 3-12. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2024-13-1-3-12
3. Яковлева О.В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 5. С. 561-568. https://doi.org/10.30853/ped20230082
4. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Оптимизация иммерсивного смешанного обучения как основное направление развития «Педагогики 4.0» // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. Т. 12, № 1. С. 4-12. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2023-12-1-4-12
5. Ромм Т.А., Ромм М.В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2021. Т. 10, № 4 (40). С. 360-366. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
6. Lollini М., Farley А., Levy P. Collective intelligence, the future of Internet and the IEML. Semantic Metadata, Humanist Computing, and Digital Humanities. 2019;6(1):5-31. https://doi.org/10.5399/uo/hsda.6.1.2
7. Бардакова Е.А. Влияние цифровой образовательной среды на трансформацию образования // Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики и образования: Материалы Международной научно-практической конференции, пос. Персиановский, 2020. С. 8-14. EDN: HVEGIY
8. Каминский В.А., Евсеенко М.В. Духовное воспитание в условиях цифровой среды // Новая наука: проблемы и перспективы. 2024. № 11. С. 188-195. EDN: IDTIOL
9. Андреев А.Н. Идеология как феномен культуры и как цивилизационный потенциал России // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2024. Т. 13, № 1. С. 13-23. https://doi.org/10.12737/2306-1731-2024-13-1-13-23
Рецензия
Для цитирования:
Шишов С.Е., Кальней В.А. Воспитание традиционных ценностей в цифровой среде: вызовы и возможности для современного образования. Агроинженерия. 2025;27(4):85-93. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-85-93
For citation:
Shishov S.E., Kalnei V.A. Fostering traditional values in a digital environment: challenges and opportunities for modern education. Agricultural Engineering (Moscow). 2025;27(4):85-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/2687-1149-2025-4-85-93